ФОТОПОТОК
Наташа БАЗОВА
НОРМАНСК
Наташа БАЗОВА
НОРМАНСК
Наташа БАЗОВА
НОРМАНСК
Ксения ПУСТОВАЛОВА
НОРМАНСК
ВИДЕО
Фото:
Наталья БАЗОВА
ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ
ДРАМА НА ДВОИХ
Помощник режисера:
Видеохудожник:
18
1 ч. 30 мин.
Перевод пьесы: Борис СЕРГЕЕВ

В центре пьесы – история отношений Маркуса и Хейди. 20 лет назад (когда он был молодым пастором, а она – его юной помощницей) они были близки, но один неверный поступок Маркуса разлучил их. И вот, спустя столько лет они встречаются вновь. Он – разочаровавшийся в церкви пастор и автор нашумевшей книги, она состоит в религиозной общине. Каковы будут последствия неожиданной встречи этих двух, кажется, совсем разных людей?
ЭКРАН И СЦЕНА (Кристина МАТВИЕНКО):
«Двое артистов – Валентин Самохин и Елена Нестерова – точнейшим образом разыгрывают сложный диалог экс-священника и его бывшей прихожанки, ударившейся в сектантство. Речь в “Фундаменталистах”, сразу и сильно захвативших публику своим саспенсом, о соперничестве духовном и о мере ригоризма, живущей в каждом из героев, вне зависимости от убеждений: в нем, подходящем к религии с точки зрения научного рацио, и в ней как в истовой фанатичке. Пьеса, и вслед за ней осмысленная и точная режиссура Сурковой, захватив своей острой темпераментностью, двигают зрителя вперед по закоулкам интеллектуального диспута, превращающегося в драматичную историю о потерянных чувствах, об ответственности за сказанное и сделанное. В принципе, нашему зрительскому сообществу скорее чужда привычка следить за изысками дискуссии о Священном писании, как и вообще за приключениями идей на сцене. "Фундаменталисты” – счастливое исключение, помогающее публике обретать свободу и счастливое понимание того, что с тобой разговаривают серьезно и увлекательно на тему, теперь уже актуальную и для российского общества. »
Театральный критик Павел РУДНЕВ:
«Сезон 2013/2014. Мои личные итоги. Откровение сезона - Валентин Самохин - Маркус, "Фундаменталисты" Юхи Йокела, реж. Лера Суркова, Центр им. Вс. Мейерхольда»
"ЭКРАН И СЦЕНА" (Александра СОЛДАТОВА):
«Молодой режиссер проделала колоссальную работу над современной драматургией. Спектакль, выросший из читки в рамках партнерского проекта “Золотой Маски” – “Перепост”, многословен и многослоен. Несмотря на множество теоретических концепций, перед нами настоящая драма, на этот раз выстроенная из диалогов всего двух героев. Реплики звучат с большим драматизмом. Оказывается, театральным переживанием можно зарядить и теологический спор, зародившийся, будем честны, далеко не вчера. На первой читке пьесы такого эффекта не было, тонкая игра с подтекстами появилась в результате долгих репетиций. Теперь наэлектризованная мыслью атмосфера “Фундаменталистов” то и дело искрит тонким юмором.»
Арт-журнал "ОKOLO.ME" (Дарья ЕВДОЧУК):
«Что победит — радикальная правда Маркуса или женская сила Хейди? Чей фундаментализм окажется сильнее? И какие вопросы стоят за отсутствием желаемого счастливого конца? Пьеса, в которой слова в большинстве своем подменяют действие, очень коварна. В неумелых руках она может превратиться в скучное заседание зрителей перед маленькой кафедрой пастора. Режиссер Лера Суркова, талантливая, предприимчивая и многогранная, зарядила своей энергией всех участников спектакля.»
Стелла ТАТЕВОСЯН («MuseCube»):
«К центру Мейерхольда последние пару лет постепенно смещаются потоки силы, делающие эту нетривиальную площадку одной из формообразующих в московской театральной жизни. Ведущие адепты новой драмы так или иначе стараются отметиться здесь. К примеру, Лера Суркова вполне могла почивать на лаврах Язычников, идущих с успехом в Театре.doc, но не удержалась, и вот они — Фундаменталисты в ЦИМе. Если у вас, как у каждого приличного человека, минимум 48 знакомых, отлично разбирающихся в вопросах религии — обязательно ведите их на спектакль: так интеллигентно и тонко связать факт воскрешения, попытку соблазнения на конфирмации, половину фрейдовских комплексов и все болезненные язвы современной официальной церкви, может, и пробовали многие, но совершенно точно смог только Йокела.»
Андрей ДЕСНИЦКИЙ («Газета.ru»):
«Когда актер поднялся на некое подобие кафедры и стал произносить речь, две зрительницы решили, что попали на собрание некоей религиозной секты под видом спектакля, повозмущались и ушли требовать обратно деньги за билеты. Велика сила искусства! Нам предлагают задуматься над теми сторонами религиозной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения самих верующих. Для большинства из них все вопросы и проблемы как будто уже решены, осталось только поститься, молиться, воцерковляться. Но зачем? Что это даст лично мне, как изменит мою жизнь? Насколько это станет частью моей личности, а насколько — маской, ролевой игрой? И что вообще я называю верой в Бога — может быть, неуверенность в себе самом? А может быть, абстрактную ментальную конструкцию? Очень уместные вопросы во времена, когда мы все чаще слышим про «защиту ценностей» и «оскорбление чувств», и все реже — про Бога и человека.»
Из отзывов зрителей:
«Спекакль подобно ведру холодной воды отрезвляет и заставляет задуматься на самые "неразговорные темы". И я не про религию, как вы понимаете. Я про любовь и одиночество. Про подлинное и ложное. Актеры настолько глубоко передают внутренние точки боли и атмосферу, что у многих зрителей возникает реальное ощущение присутствия на неком религиозном-арелигиозном собрании и особо чувствительные могут не выдержать, и с презрительным: "секта", уйти из зала, громко топая каблучками. Но все намного сложнее и глубже, чем про Бога, страдания и жертву. Режиссер Лера Суркова создает мир, где можно говорить буквально обо всем, а как известно, сегодня для этого требуется определенная доля уверенности и даже дерзости. А главное - никакой морали, разговоров про нравственность, расположенность других слов на "-ость". Елена Нестерова и Валентин Самохин с предельной искренностью проведут вас по коридорам своей жизни,а дальше решайте сами, господа. Главное - оставайтесь зрячими в любую секунду своей жизни, и помните о Любви. Только она остается.»
Екатерина ВИЗГАЛОВА («Кино-Театр.ru»):
««Фундаменталисты» - непростой, многослойный спектакль по пьесе Юхи Йокела, поставленный Лерой Сурковой в московском Центре имени Мейерхольда. Актерский дуэт раскрывает драму отношений, взаимодействуя при этом не только друг с другом, но еще и со зрителями. Герои (прежде всего герой) обращаются к залу напрямую, открывая свои чувства, воспоминания, дневниковые записи так, будто перед ними не случайно собравшаяся группа людей, а некий коллектив, причастный тайному знанию. »
Анна Банасюкевич («РИА-Новости»):
«Название пьесы без тонких намеков, определяет этим страшноватым словом обоих участников событий, доводя противоположности до крайности и смыкая их в точке абсолютной глухоты друг к другу. Категоричность как проявление страха, идеологическое насилие под маской просвещения как реализация собственного властолюбия — вот поле проблем, вспаханное автором пьесы»
Театральный критик Павел РУДНЕВ:
«В России ничего подобного, казалось, быть не может – чтобы со сцены в зал неистовые монологи метал священник-бунтарь, разоблачая клерикализм и утверждая подлинную религиозность. Бунтующий священник убеждает словом истины и страстностью своего отказа от догматики, но проигрывает не менее свирепую любовную схватку, так и не научившись быть добрым пастырем вне церковной кафедры»